Введение в действие профессионального стандарта педагога предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом и предполагает комплексное сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Актуальность введения профессионального стандарта педагога обусловлена неэффективностью существующих ранее формальных функциональных обязанностей, не отвечающих духу времени. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый стимул его развитию. Данный документ, являясь практическим инструментом реформирования отечественной системы образования, даёт чёткое определение роли и места учителя, обозначает его ресурсы и возможности.
На мой взгляд, для успешного внедрения стандарта педагога необходимо осуществлять педагогику сотрудничества, как фактор, объединяющий участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящий каждого в субъектную позицию в воспитании, обучении и развитии. Данное сотрудничество осуществляется по нескольким направлениям.
Прежде всего, это интегративное сотрудничество педагогов образовательной организации, которое может быть реализовано через
• поиск, систематизацию и разработку оптимальных средств, способствующих реализации задач модернизации образования, достижения планируемых результатов ФГОС и введения профессионального стандарта педагога
• разработку и апробацию методик, дидактических средств новаторского типа по предмету в урочной и внеурочной деятельности
• организацию конференций, брифингов, конкурсов, мастер-классов
• диссеминацию педагогического опыта.
Не менее важно, на мой взгляд, интегративное сотрудничество педагогов различных уровней образования. Заслуживает внимания прежде всего повышение эффективности формирования профессиональной и поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей в вузах. Поликультурная компетентность будущих педагогов – это ценностно-смысловое профессионально-личностное свойство, интегрирующее системные научные знания, творческие умения, навыки, опыт деятельности, мотивы и ценности, характеризующее способность и готовность будущего учителя к осуществлению функционального сотрудничества.